Реклама по базам данных

Директ-маркетинг – один из главных способов маркетинговых коммуникаций, подразумевающий индивидуальное взаимодействие с конечным потребителем c целью продажи ему товаров или услуг. Иными словами, это персональное обращение к каждому клиенту (текущему или будущему) посредством электронной рассылки или телефонных звонков.

В основе директ-маркетинга лежат базы данных. Это документы (могут быть и в электронном виде), которые содержат различную информацию о потребителях. Причем информация не является общей. Это не портрет вашей целевой аудитории, здесь собраны конкретные данные о клиентах. Их получают, например, когда люди заполняют различные гарантийные талоны, участвуют в конкурсах или лотереях и т. д. Они сами предоставляют информацию о себе, которая в дальнейшем используется компанией для выстраивания более качественного взаимодействия и правильных стратегий.

Если ваш проект относится к B2B (Business to business), то такая база данных будет содержать в себе перечень компаний, являющихся вашими потенциальными или действующими клиентами. В зависимости от уровня проработки база может содержать в себе как стандартную информацию (наименование предприятия, адрес, контакты, характеристика специализации), так и более детальные сведения (информация о директорах и руководителях и др.).

Маркетинг (или реклама) по базам данных – это использование полученной информации из баз данных о потребителях, позволяющее изучить и более точно спрогнозировать поведение покупателей, грамотно выстроить стратегии по взаимодействию с ними в целях повышения конверсий и эффективности директ-маркетинга в целом.

Цели и задачи маркетинга по базам данных

Базы данных, как основа директ-маркетинга, являются отправной точкой или ориентиром, который помогает компании:

  • идентифицировать клиентов;
  • более точно сегментировать аудиторию;
  • изучить поведенческие факторы и особенности каждого сегмента (в отдельных случаях даже каждого клиента), тем самым найдя более эффективные рычаги воздействия;
  • определить особенности взаимодействия клиента с компанией;
  • выбрать грамотные стратегии по взаимодействию с каждым сегментом и многое другое.

Причем все это может применяться как к существующему клиенту, так и к потенциальному.

В то же время базы данных являются и конечной целью директ-маркетинга. После взаимодействия с потребителями вы получаете новые сведения, дополняете и/или обновляете существующую базу как новыми клиентами, так и данными о них. Это позволяет более эффективно выстроить дальнейшие стратегии и начать новый раунд коммуникационных усилий.

Сам же маркетинг по базам данных имеет следующие цели:

  • хранение имен клиентов (существующих и потенциальных), контактов и других данных;
  • накопление и последующее измерение результатов рекламы по базам данных;
  • накопление и последующее измерение результатов продаж;
  • эффективное продолжение прямых коммуникаций по почте или телефону.

Процесс маркетинга по базам данных

Если говорить о процессе маркетинга по базам данных, то он является цикличным. То есть начинается со сбора информации о потребителях и точно так же сбором и заканчивается. Только во втором случае информация собирается уже после проведенных рекламных кампаний и взаимодействий с покупателями. Ниже представлена более детальная визуализация этого процесса.

Как видите, первый пункт – это сбор информации. Причем не важно, собираете вы информацию о клиентах первый раз или после взаимодействия с ними. Процесс всегда начинается (продолжается) со сбора (обновления) данных. Далее они вводятся в базу (если там уже есть данные, то они объединяются), после чего оценивается их достаточность и детализация. Следующий этап – классификация сведений и распределение клиентов по сегментам. Далее полученные данные используются в соответствии с принятыми стратегиями. На этом этапе, например, осуществляется рассылка купонов на электронные почты или проводится обзвон клиентов. В результате проделанных действий устанавливается партнерство и происходит обмен информацией. После этого обновляется база данных: происходит добавление новых сведений, редактирование, удаление устаревших и т. д. Таким образом, цикл завершился, и мы снова пришли к первому пункту, проведя сбор новой информации о клиентах.

Реклама по базам данных – это многогранный процесс, преследующий множество целей и задач и являющийся неотъемлемой частью директ-маркетинга. Сегодня в Сети есть множество сервисов, продающих готовые решения. Если вы не собираете информацию самостоятельно, то будьте внимательны при выборе той или иной базы. Всегда смотрите на ее объем, актуальность, достоверность и удобство использования.