Директ-маркетинг – один из главных способов маркетинговых коммуникаций, подразумевающий индивидуальное взаимодействие с конечным потребителем c целью продажи ему товаров или услуг. Иными словами, это персональное обращение к каждому клиенту (текущему или будущему) посредством электронной рассылки или телефонных звонков.
Если ваш проект относится к B2B (Business to business), то такая база данных будет содержать в себе перечень компаний, являющихся вашими потенциальными или действующими клиентами. В зависимости от уровня проработки база может содержать в себе как стандартную информацию (наименование предприятия, адрес, контакты, характеристика специализации), так и более детальные сведения (информация о директорах и руководителях и др.).
Маркетинг (или реклама) по базам данных – это использование полученной информации из баз данных о потребителях, позволяющее изучить и более точно спрогнозировать поведение покупателей, грамотно выстроить стратегии по взаимодействию с ними в целях повышения конверсий и эффективности директ-маркетинга в целом.
Цели и задачи маркетинга по базам данных
Базы данных, как основа директ-маркетинга, являются отправной точкой или ориентиром, который помогает компании:
- идентифицировать клиентов;
- более точно сегментировать аудиторию;
- изучить поведенческие факторы и особенности каждого сегмента (в отдельных случаях даже каждого клиента), тем самым найдя более эффективные рычаги воздействия;
- определить особенности взаимодействия клиента с компанией;
- выбрать грамотные стратегии по взаимодействию с каждым сегментом и многое другое.
Причем все это может применяться как к существующему клиенту, так и к потенциальному.
В то же время базы данных являются и конечной целью директ-маркетинга. После взаимодействия с потребителями вы получаете новые сведения, дополняете и/или обновляете существующую базу как новыми клиентами, так и данными о них. Это позволяет более эффективно выстроить дальнейшие стратегии и начать новый раунд коммуникационных усилий.
Сам же маркетинг по базам данных имеет следующие цели:
- хранение имен клиентов (существующих и потенциальных), контактов и других данных;
- накопление и последующее измерение результатов рекламы по базам данных;
- накопление и последующее измерение результатов продаж;
- эффективное продолжение прямых коммуникаций по почте или телефону.
Процесс маркетинга по базам данных
Если говорить о процессе маркетинга по базам данных, то он является цикличным. То есть начинается со сбора информации о потребителях и точно так же сбором и заканчивается. Только во втором случае информация собирается уже после проведенных рекламных кампаний и взаимодействий с покупателями. Ниже представлена более детальная визуализация этого процесса.
Реклама по базам данных – это многогранный процесс, преследующий множество целей и задач и являющийся неотъемлемой частью директ-маркетинга. Сегодня в Сети есть множество сервисов, продающих готовые решения. Если вы не собираете информацию самостоятельно, то будьте внимательны при выборе той или иной базы. Всегда смотрите на ее объем, актуальность, достоверность и удобство использования.