Контекстная и таргетированная реклама: чем они отличаются друг от друга

После запуска рекламной кампании в сетях при изучении списка площадок в отчетах можно заметить клики из социальных сетей. Но реклама в них называется таргетированной и настраивается в отдельных системах! Получается, это все-таки одно и то же? А если вспомнить из уроков английского, что targeting – это «прицеливание», а в базовых настройках Директа есть временной, географический таргетинг, корректировки по демографии и т. д., закономерно встает вопрос: а чем контекстная реклама отличается от таргетированной? Обсудим оба вида, чтобы разобраться.

Контекстная реклама

Ее суть – показывать объявления тем, кто сам ищет товары/услуги. Задача – предоставить ответ на сформированный запрос.

В Яндекс.Директе реклама бывает:

  • поисковой. Показывается в выдаче в ответ на конкретный запрос пользователя. Условие показа рекламы – совпадение введенного запроса с заданной в настройках ключевой фразой. Объявление состоит из заголовков, текста и различных дополнений (быстрых ссылок, контактов, уточнений, отображаемой страницы перехода);
  • поведенческой. Реклама показывается на разных сайтах в ответ на то, что раньше вводили в поиске различных сервисов Яндекса и определенных тематических сайтов. Страница, на которой происходит показ, может быть близка по теме или нет. Объявление имеет формат текста, картинки, картинки с текстом.

Таргетированная реклама

Такая реклама имеет другой принцип работы – ищет аудиторию под предложение. Рекламодатель указывает при настройке разные характеристики целевой аудитории (пол, возраст, интересы, семейное положение, образование и т. д.). То есть показы идут не потому, что пользователь что-то ищет, а потому, что рекламодатель считает возможным заинтересовать своим предложением такого человека. Это самая существенная разница между контекстной и таргетированной рекламой.

Объявление может выглядеть как обычный рекламный блок с заголовком, картинкой и текстом.

Или маскироваться под обычную запись в ленте.

В разных соцсетях есть свои форматы рекламы: галереи изображений, видео и т. д.

Сходства и различия

Контекстную и таргетированную рекламу иногда путают, т. к.:

  • оба вида могут показываться в социальных сетях;
  • некоторые форматы весьма похожи (заголовок плюс текст плюс картинка);
  • есть общие настройки (время, география и т. д.).

Теперь попробуем сформулировать отличия контекстной и таргетированной рекламы.

Что сравниваетсяКонтекстнаяТаргетированная
ЦельОтвечает на спросСоздает спрос
СпросЭффективна, если спрос сформированПодходит для вывода новых товаров/услуг
СегментацияКонечно, есть, но менее детальнаяИмеет огромные возможности, можно «прицелиться» в очень узкие группы
Стоимость объектаДает хороший эффект при дорогих и средних по цене продуктахПодходит больше для товаров эконом- и среднего ценового класса
ОбъектЭффективна для продажи, пожалуй, любых товаров и услуг, имеющих активный спросИдеальна для привлечения на мероприятия, раскрутки сообществ, подходит для продажи товаров массового потребления
РынокПодходит для b2c и b2bЭффективна, главным образом, для b2c-сегмента
НастройкаНастраивается по спросу (ключевые слова, места размещения)Настраивается по аудитории (характеристики)
СодержаниеЦепляющее объявление придумать прощеТребует больше креатива из-за меньшей мотивированности аудитории
ФорматыТипы объявлений дают широкие возможности для передачи рекламного сообщенияМногие форматы очень ограничены по объему возможной информации
ВниманиеЗаинтересованность аудитории выше, так как люди сами ищут предложенияЗачастую вызывает меньший отклик, потому что аудитория не ищет товары
КонверсияКак правило, показывает высокую конверсиюКак правило, охват шире, но конверсия ниже
ЦенаМожет иметь бОльшую стоимостьКлик (показ) зачастую стоит дешевле
ОшибкиНецелевые показы возможны из-за неполной проработки минус-словВозможны промахи с аудиторией из-за плохого представления о ней, из-за того, что некоторые намеренно указывают неверную информацию
СложностиПодстраивающиеся под рекламный блок объявления трудно делать так, чтобы они во всех вариантах выглядели одинаково хорошоОбъявления приедаются, поэтому нужно периодически менять даже эффективные

Как видно, контекстная и таргетированная реклама при наличии некоторых общих признаков все же существенно различается между собой.